Алалия лечение.

27мар 2012
Алалия лечение.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Формы Алалии: моторная и сенсорная.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;

Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.

Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии.

Для лечения алалии оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ и ДЕФЕКТОЛОГОМ,
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка.

Примеры лечения:

Маша, 4 года. Диагноз: задержка речевого развития, моторная алалия. Объем памяти и внимания недостаточный. Речь понимает не в полном объеме. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. (Как говорит кошка, курица, собака, корова?» - «Аф.») Звукослоговая структура нарушена. На уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» - «по», дождик «кап-кап» - «пак-пак»). Использует жесты и мимику.

В результате лечения: после 1-го курса внимание стало более устойчивым. Несколько лепетных слов (топ-топ, тик-так, мак, кот). После 3-го курса появились отдельные слова, короткие предложения (Вова дай ам-ам).

 

Катя 4,5 года. Диагноз: задержка речевого развития, сенсорная алалия. Девочка суетлива, неусидчива. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Узнавание предметов избирательно. Не понимает смысла сказанного. Пользуется жестами и мимикой. Речь отсутствует.

В результате лечения: после 1-го курса у девочки увеличилась познавательная активность, внимание стало более устойчиво. После 3-го курса частично начала понимать речь. Появилось гуление, лепет (оп-оп, ам-ам, ма-ма).

 

Смотрите также:

Аутизм и аутистических проявления у детей. Лечение. 06.12.2011 Аутизм и аутистических проявления у детей. Лечение.
Причины возникновения и механизмы развития детского аутизма пока неизвестны, но существуют методики направленные на лечение или коррекцию аутизма.
Лечение Войта-терапией. 24.05.2013 Лечение Войта-терапией.
Для пациентов, проходящих лечение в «Реацентр Ижевск» доступна услуга Войта-терапии.
ДЦП лечение. 25.10.2011 ДЦП лечение.
Вашему малышу поставили страшный диагноз-ДЦП? Что делать? Ни за что не сдавайтесь и не отчаивайтесь!
Когда же ребенок должен начать говорить? 11.10.2011 Когда же ребенок должен начать говорить?
Многих родителей волнует вопрос: "Почему ребенок отстает в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?".
Перинатальное поражение центральной нервной системы. 20.08.2012 Перинатальное поражение центральной нервной системы.
В последнее время все чаще и чаще новорожденным детям выставляется диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы». Что представляют собой эти патологии и насколько они опасны?
×
Детское отделение неврологии и рефлексотерапии, речевой развивающий центр "Реацентр Ижевск"